Интервью с Андреем Смирновым
Гитарист, вокалист, композитор Андрей Смирнов известен не только по участию в целом ряде групп и проектов русской метал-сцены (Everlost, Мастер, Эпидемия, Галактика, Flash of Aggression, Shadow Host, Margenta, и др.), но и, вот уж три года – как гитарист всемирно известной группы U.D.O., основанной бывшим вокалистом легендарного коллектива ACCEPT Удо Диркшнайдером. А еще в активе Андрея – сольные альбомы, участие в гастрольных турах бывших вокалистов Iron Maiden Пола ДиАнно и Блэйза Бэйли, всемирно известного певца Робертино Лоретти, музыкальная журналистика и высшее образование искусствоведа с защитой на «отлично» диплома по истории русского хэви-метала. Обо всем этом и о многом другом Андрей в преддверии выхода своего нового сольного альбома «Gladiator» рассказал в интервью порталу www.mastersland.соm. Кроме того, по согласованию с Андреем были использованы материалы его он-лайн конференции на нашем портале, и официальных сайтов www.asmirnov.ru, www.everlost.ru, www.udo-online.de.
Меломан Наруто: Как лучше обращаться – на «Вы» или на «ты»?
Андрей Смирнов: На «ты», конечно!
Да, я помню, что когда ты проводил на Мастерсленде он-лайн конференцию, то очень тепло и по-простому общался с народом. Но теперь ты – участник всемирно известной группы U.D.O. Слава некоторых людей меняет не в лучшую сторону, так что я решил подстраховаться. Рад, что тебя она не испортила.
Андрей Смирнов: Относительно славы – для многих русских металлистов то, что происходит со мной с 2013 года – это наоборот как исчезновение куда-то. Многие ведь слушают только российские группы. 15 января исполнилось уже три года с того момента, когда я официально стал полноправным участником U.D.O. Я объездил весь мир уже несколько раз, с моим участием было выпущено уже четыре релиза, мы неоднократно выступали с аншлаговыми концертами и в Москве. И вот теперь возвращаюсь и к вам на форум! (улыбается).
В России действительно значительная часть металлистов слушает в основном отечественные группы. Тем не менее, группу U.D.O. знают и они – ведь в своё время эта банда провела совместный тур с «Арией», а сам Удо ещё и спел дуэтом с Валерием Кипеловым, и снялся в «арийском» клипе «Штиль». Так что Удо знают все! И новость о твоем переходе в группу U.D.O. имела очень большой резонанс! Впрочем, давай не будем забегать вперед. Лучше, следуя заветам Льва Николаевича Толстого, начнем с самого начала – детство, отрочество, юность… Расскажи, как ты приобщился к тяжелой музыке?
А.С.: У меня в семье профессиональных музыкантов нет. Но, например, дедушка по отцовской линии был заядлым меломаном. Он собрал огромную коллекцию разных пластинок и магнитных лент. Я слушал все это, приходя к нему в гости. В начальной школе я активно изучал коллекцию моего отца, которая состояла из аудиокассет с записями хард-роковых групп 80-х типа Scorpions и Queen.. В 12 лет я впервые услышал альбом Арии «Герой Асфальта». И понеслась – Metallica, Megadeth, Accept, Iron Maiden, Мастер и т.д.
Как ты взял в руки гитару?
А.С.: Мы с сестрой любили в детстве танцевать под кассетный магнитофон, имитируя пение и игру на инструментах. Пожалуй, именно тогда я и распаковал тот заветный гитарный чехол, принадлежащий моему отцу, который показал мне первые аккорды.
Игра на гитаре в подъезде меня не привлекала, я хотел играть в настоящей рок-группе. Но найти творческих единомышленников среди сверстников было сложно – моё поколение было захвачено музыкой другого рода.
В своем родном подмосковном городе Одинцово я обошел все места, где были гитарные кружки, и в конце концов попал в кружок ВИА при «Одинцовском центре эстетического воспитания». Тогда все одинцовские музыканты так и или иначе крутились около этого заведения. Там был прекрасный музыкальный руководитель Сергей Федорович Владимиров, который просто заражал своей харизмой и любовью к музыке.
Места в какой-либо группе в качестве гитариста не оказалось, но прослушав мою игру и увидев блеск в моих глазах, Сергей Федорович предложил мне поиграть на барабанах у одних из его подопечных. Так я оказался в безымянной группе, которая играла песни Константина Никольского, ДДТ, Animals и свои собственные сочинения. Сам я никогда большим поклонником русского рока не был и при любом удобном случае просил ребят сыграть вместе что-нибудь из Metallica. Как бы там ни было, именно в этом коллективе я получил свои первые навыки концертных выступлений, домашних записей, сочинения собственных композиций.
Игра на барабанах меня сильно затянула, но и гитару я бросать не думал. Меня не оставляли мысли собрать металлическую банду.
В то время у нас в Одинцово ежегодно проводились фестивали «Серебряный олень», но там преобладала альтернативная музыка – вокалисты читали рэп, гитаристы играли грязные примитивные рифы. Меня это совсем не устраивало.
Наконец на очередном конкурсе местных ВИА я увидел гитариста, Павла Чернобая, который нарезал просто убойные джазовые рифы. Мы познакомились, и выяснилось, что мы оба – фанаты металла. Мы стали часами джемовать вдвоем. С кавер-версий Serultura, Slayer, Metallica, Death и т.д. постепенно перешли к сочинению своих собственных композиций. А там и другие музыканты подтянулись. Так сложилась метал-группа ДЕТОНАТОР.
Как началась концертная деятельность?
А.С.: Первый концерт ДЕТОНАТОР сыграл на конкурсе ВИА в ДК Голицынского пограничного училища. Публика ликовала, и местному жюри, несмотря на нашу брутальность, пришлось отдать нам приз зрительских симпатий. Мы поняли, что находимся на верном пути. Обладание призовым местом на конкурсе ВИА дало нам возможность стать постоянными участниками местных праздников, таких как «День Города», «День Молодежи» и т.д. Таким образом, уже свои первые концерты мы играли на большой площади в центре города, перед многотысячной толпой.
Я представляю удивление обычных обывателей, которые пришли на городской праздник послушать эстрадные песни, и вдруг на сцену выбегают какие-то патлатые подростки, рубящие металл. Как реагировали «цивильные» зрители – позитивно или были в ступоре, как например на знаменитом видео «Рок-жесть в сибирском селе»?
А.С.: Забавный ролик (улыбается). Нет, всё было более цивилизовано во всех смыслах. Мы понимали, что будет разношерстная аудитория и готовили специальную программу, состоящую не только из наших песен, но и из каверов.
Почему название группы впоследствии было сменено на EVERLOST?
А.С.: Название «Детонатор» нам не очень нравилось и казалось совковым. К тому же в те времена была другая металлическая группа с таким же именем.
Тогда мы все жутко фанатели от melodic death metal скандинавской школы и хотели, чтобы наше название соответствовало той стилистике. При этом было важным, чтобы название легко скандировалось и произносилось как на английском, так и на русском языке.
Оно что-то означает?
А.С.: Если переводить название дословно, то получится что-то типа «навеки потерянный». Конечно, в условиях нашего российского музыкального бизнеса его можно воспринимать и буквально – для металлических групп музыкальной индустрии практически не существует. При таком толковании название звучит довольно пессимистично и даже грустно, что абсолютно не сочетается с нашей драйвовой музыкой. Иногда даже возникали мысли переименовать группу в EVEREST или NEVERLOST. Но в таком случае пришлось бы начать всё сначала, а нам очень не хотелось упускать время и забывать свои прошлые достижения. Так что мы вкладываем в понятие EVERLOST несколько иное, более позитивное значение – навеки потерянные в огромном и необъятном мире музыки!
Как сочиняются песни EVERLOST?
А.С.: Как правило, сначала рождается инструментальная основа будущей композиции. Она готовится и обкатывается на репетициях, потом в домашних условиях. Затем придумывается примерная вокальная линия, под которую пишется текст. Аранжировками занимаемся на финальной стадии работы над новой песней.
Ты пользуешься программами типа Guitar Pro?
А.С.: Да, Guitar Pro пользуюсь очень часто. Она дает отличную возможность вычистить партии всех инструментов. Конечно, придумывать песни мышкой в Guitar Pro я бы не советовал, а вот проработать аранжировку готовых композиций в этой программе – самое оно!
В EVERLOST ты поешь партии экстремального вокала. Как ты учился петь?
А.С.: Мы долго искали певца, но в нашем окружении не было поющих людей, пришлось учиться извлекать какие-то звуки самому. Мне нравится «кричать», хотя по своей натуре я достаточно спокойный человек. Процесс моего обучения происходил во время записи нашего первого альбома.
Кто на тебя повлиял из экстремальных вокалистов?
А.С.: Я считаю, что освоить азы экстремального вокала не так уж сложно, а вот научиться петь таким голосом максимально разборчиво и узнаваемо – нелегко. Основными показателями классного рок-вокалиста для меня является его харизматичность и узнаваемость. Я не открою Америку, если скажу, что 90% гроулеров и скримеров не отличить друг от друга. В экстремальном вокале найти свою манеру не так просто, но, тем не менее, возможно. Основными ориентирами для меня являются такие голоса, как Miland «Mille» Petrozza (Kreator), Tom Araya (Slayer), Chuck Schuldiner (Death), Chuck Billy (Testament), Glen Benton (Deicide)…. Именно эти вокалисты, как мне кажется, оказали огромное влияние на развитие жанра.
В песнях EVERLOST представлен не только экстремальный вокал в твоем исполнении, но и чистый, распевный вокал различных приглашенных вокалистов. Почему в группе нет постоянного «чистого» вокалиста?
А.С.: Требования к вокалистам в современной тяжелой музыке очень высоки. Я бы с огромным удовольствием пригласил в EVERLOST на постоянную основу чистоголосого вокалиста с узнаваемым и поставленным вокалом. Но, к большому сожалению, на нашей сцене таких исполнителей можно пересчитать по пальцам. Я часто убеждаюсь в том, что большинство наших молодых певцов просто не понимают то, про что и о чём они поют. Не хочу никого обижать, но это больше похоже на караоке-бар.
Мало того, что парней, хорошо владеющих своим голосом, у нас не так уж и много, так еще почти все они – люди очень ранимые, капризные и необязательные, а то и вообще полные раздолбаи! А с такими людьми у меня разговор короткий…
Исключения тоже бывают, но редко. К счастью, все вокалисты, которые пели в EVERLOST, являются, пожалуй, именно такими исключениями. С Сергеем Сергеевым (Форсаж, экс-Shadow Host, экс-Артерия), Максимом Самосватом (Sunburst, экс-Эпидемия, экс-Mechanical Poet) и Евгением Егоровым (Эпидемия, экс-Колизей,) мы работали легко и продуктивно.
Как ты думаешь, каковы причины подобного дефицита сильных вокалистов? Например, Анатолий Алешин видит ситуацию так: «То, что делает на сцене артиста артистом – это концертная школа, через которую он прошёл. В советское время любой популярный коллектив работал огромное количество концертов. Это давало с одной стороны ужасную усталость, психологическую и физическую. Но поскольку мы были помоложе, чем сейчас, то это сходило с рук. А с другой стороны, это был великолепный профессиональный тренаж. На всех исполнителях, которые пережили то время, лежит очень сильный отпечаток профессионализма в исполнении, в сценическом действии. Профессионализм не стереть ничем. Из наиболее популярных я могу сказать о таком человеке, как Валера Кипелов. Во времена филармонические ты попадал в жернова этой машины и поневоле становился профессионалом. Поневоле! А сейчас молодые певцы ни в какие жернова не попадают, потому что нет никакой концертной работы. И если шоу-бизнес в профессиональном смысле этого слова у нас отсутствует, то – как могут появиться талантливые артисты? Мы-то – динозавры, которые пришли из прошлого, мы прошли через жернова филармонической машины. Это был шоу-бизнес по-советски, но он был. Герои асфальта, потому что мы прошли через советскую филармоническую школу. А кто из современных певцов может сейчас встать и сказать: «Да, мы заменим их!»? Ведь есть прекрасные голоса. А толку-то? Нет спроса, нет концертной работы, а потому все это варится в своем соку». Конец цитаты. Андрей, а ты что думаешь на этот счет?
А.С.: Я полностью согласен с Анатолием Алешиным. Я как-то был у него в гостях и мы говорили о многих вещах, в том числе и об этом. Вокалиста нужно выращивать, воспитывать. Мне, как автору песен, это особенно заметно. Вокалист должен жить песнью, чувствовать ее, а этому нужно учиться. Школы рок-вокала у нас в стране нет, есть редкие люди, которые поддерживают и развивают это направление, но 99% новых певцов – это самоучки. Нам остается просто дать им шанс расти. Время покажет.
На своей дебютной пластинке «Bitterness Of The Triumph» (2004) EVERLOST играл классический Melodic Death Metal скандинавской школы в духе In Flames, Dark Tranquility и т.п., а вот последующие пластинки гораздо более экспериментальные и разноплановые, модерн-металлические. Это сознательный ход?
А.С.: Это просто естественное развитие. Мы ищем свой стиль и это вполне нормально. Двух похожих альбомов в нашей дискографии не было и точно не будет. Сочиняя новую музыку, мы стараемся удивить не только слушателей, но и самих себя в первую очередь.
Как ты можешь охарактеризовать изданные на данный момент пластинки EVERLOST?
А.С.: Первенец «Bitterness Of The Triumph» (2004) мы сочиняли и записывали буквально на коленках. Тогда почти все мы только заканчивали школу и сэкономленные кровные сбережения пускали в запись. Это был первый контракт с лейблом, первые туры и выступления. Отличные воспоминания!
К альбому «Noise Factory» (2006 г.) мы немного набрались концертного и студийного опыта, съездили в несколько продолжительных туров. Пожалуй, этот альбом является одним из моих любимых в дискографии группы, кроме того на диске увековечен голос Максима Самосвата. С этого диска начался поиск своего звучания и в наши песни добавились клавиши и электронные аранжировки. На концертах мы одними из первых на нашей сцене стали использовать портостудию.
На этом эксперименты не закончились. Мы решили пойти навстречу публике и запели на родном языке. Привлекли опытного стороннего автора, работающего с целой плеядой отечественных исполнителей. Георгий Арустамьян с этой задачей справился превосходно. При этом он оказался не только отличным профессионалом в своей области, но и подстроился под группу и наш стиль. Георгий написал отличные тексты и активно участвовал в создании и оформлении альбома «Эклетика» (2009). Мы смастерили шикарный буклет, которые еле помещался в коробку, снабдив его не только оригинальными иллюстрациями, но и смысловой нагрузкой.
На альбоме «Эклектика» появились баллады. «Роза ветров» и «В эту ночь» - песни, которые показали другую сторону нашей музыки.
2009 год явился переломным в области музыкального бизнеса у нас в стране. Казалось бы, только ожившая индустрия неожиданно рухнула и, например, сильно пострадали издающие компании. Группы тоже остались ни с чем. Все вложенные в альбом средства мы не окупили, хотя первый тираж «Эклетика» является большим раритетом уже сейчас.
«Путь непокорных» (2011) мы создавали после смерти одного из основателей группы, нашего гитариста и близкого друга Павла Чернобая. На альбом много его идей, которые мы доработали и дали им жизнь. Диск получился достаточно мрачным, но хитовым. В нём много мелодики, несмотря на отсутствие чистого голоса и баллад.
Еще одним экспериментом для нас явился интернет-сингл «Плавится Воздух» (2012). Этот релиз довольно необычен для нас, так как в его записи приняли участие музыканты экспериментального симфонического проекта HUMANOID OPERA. Мы решили презентовать материал двумя частями-«главами». В первую главу вошли новые треки в традиционном для группы стиле, а во второй эти же композиции представлены в симфонической аранжировке.
Каким будет новый альбом EVERLOST «V»?
А.С.: В прошлом году мы опубликовали несколько видеоклипов, обложку нового релиза и аудио-превью. Думаю, что особо пытливые уже все видели и поняли идею в целом. Для меня этот релиз представляет собой возвращение к нашим корням. Я могу провести некоторые параллели с нашим альбомом «Noise Factory» 10-летней давности. Конечно, музыка и аранжировки стали более зрелыми, но само наплавление мы задали именно на том диске. Я горжусь этой работой и с нетерпением жду тот день, когда альбом увидит свет. Дата пока не определена, но думаю, что это будет в первой половине 2016 года. А пока можете зайти посмотреть, послушать несколько новых песен.
Большинство российских тяжелых групп редко снимают клипы или вообще не снимают. Когда поклонники спрашивают музыкантов о причинах этого, то стандартный ответ звучит примерно так: «А зачем снимать клипы, это большие денежные затраты, а на ТВ их не берут, считают неформатом». EVERLOST же вопреки всему снял немало клипов, в том числе постановочных. Что стало мотивацией для этого? И расскажи про процесс съемок клипов. Особенно меня впечатлил клип «Плавится воздух». Я смотрел его и не мог понять, как в российских условиях полуандеграундная группа смогла снять настолько крутой клип с эффектными боевыми сценами, с массой спецэффектов в духе «Властелина колец».
А.С.: Спасибо! Мы стараемся. Это была очень интересная работа. Мы привлекали достаточно крутых специалистов из Европы для воплощения своих идей. Замечу, что и бюджет был немалый. Исторически сложилось так, что наш барабанщик Сергей Серебренников является лицом, ответственным за процесс организации и съемки клипов. В момент работы над видео «Плавится воздух» у Сереги была сломана нога, и мы его в прямом смысле носили на руках по съемочной площадке. А в момент съемки сцен в реальных доспехах он сидел у меня на плечах. Такой вот рок-н-ролл!
С 2004 года у нас в группе есть еще один участник, который живет нашими идеями и поддерживает нас во всем – наш друг и боевой товарищ Сергей Табаков. Он ответственен за весь наш видео-каталог в большей степени, нежели мы.
Не планируете ли выпустить сборник клипов?
А.С.: Если будет такое предложение от издающей компании, то мы всегда с радостью рассмотрим его.
EVERLOST выступал в Финляндии. Как были организованы гастроли?
А.С.: Это была разовая акция, просто выступление в клубе в финской глубинке, которое было организованно нашей старой подругой Катей «Lucky» . Но мы здорово потусовались, пошопились и оторвались на сцене.
Как вас встретила финская публика?
А.С.: Публика реагировала отлично и активно поддерживала нас. Коллеги музыканты тоже позитивно отзывались о нашей музыке, ведь на тот момент мы были достаточно уникальны в своем стиле.
C февраля 2003 по май 2007 года параллельно с EVERLOST ты играл в группе SHADOW HOST, записал с ними пластинку «Curse of the Angeleye» (2005). Как ты попал в этот коллектив?
А.С.: Алексей Арзамазов, лидер SHADOW HOST, пришел на один из концертов EVERLOST в старом «Р-клубе». Там мы с ним и познакомились. Получив предложение стать участником SHADOW HOST, я послушал их песни и согласился.
Какие остались впечатления?
А.С.: Это было замечательное время. Я оказался в группе с хорошим составом, а благодаря организаторским способностям и связям Алексея Арзамазова мы выступили на разогреве многих известных западных групп – Nightwish, Gamma Ray, Grave Digger, Edguy и др.
Почему ты покинул SHADOW HOST?
А.С.: Я никогда не был большим фанатом Power Metal в таком виде и в определенный момент почувствовал, что больше ничего не смогу дать этому коллективу. Настало время двигаться вперед. Я заранее предупредил ребят о своем уходе, и мы расстались в хороших отношениях.
На своём альбоме 2013 года «Apocalyptic Symphony» SHADOW HOST значительно утяжелили звучание, появилось много трэша. Слышал эту пластинку?
А.С.: Слышал несколько песен. Я всегда радуюсь за своих коллег, слежу за их успехами.
Расскажи про свое участие в проекте Маргариты Пушкиной MARGENTA – ДИНАСТИЯ ПОСВЯЩЕННЫХ.
А.С.: В первой части «Династии» (2007) Сергей Терентьев задал высокую планку в плане звучания гитар. Так что при работе над вторым альбомом проекта («Дети Савонаролы», 2009) мне пришлось изрядно попотеть, аранжировывая достаточно сложные композиции маэстро Сергея Скрипникова. Тем более что делать это приходилось в достаточно сжатые сроки – на ознакомление с песнями и на их запись мне было отведено всего 2 недели. Помню, как засыпал с плеером в ушах и гитарой в руках, уже не выдерживая нагрузки... Но я получил бесценный опыт, чему несказанно рад! Чтобы не упасть в грязь лицом, пришлось усердно поработать над звуком и изрядно поэкспериментировать с инструментами и строем. Практически в каждой композиции звучат разные гитары. Например, заглавную композицию «Дети Савонаролы» я записывал на гитаре, которую мне любезно предоставил Анатолий Алешин. Это шестиструнный баритон, который непрост в обращении, т.к. на него натянуты очень толстые (басовые) струны. Но звучит этот инструмент современно и агрессивно!
На следующем альбоме Династии «Sic Transit Gloria Mundi» (2013) я предложил Маргарите Анатольевне сотрудничество в качестве не только гитариста и аранжировщика, как раньше, но ещё и композитора. Она передала мне текст «Крысолов», и я написал на него музыку. Основная часть песни получилась забойной, агрессивной, и спел ее Дмитрий Борисенков (Черный обелиск).
Я пробовал заниматься еще одной, фолковой песней, но сразу сказал Маргарите Анатольевне, что не ручаюсь за результат. Получившиеся демки не устроили меня самого и никуда не пошли, я ограничился «Крысоловом».
Как ты попал в группу МАСТЕР?
А.С.: Гитарные партии к одной из песен вышеупомянутого альбома «Дети Савонаролы» я записывал на базе МАСТЕРА, а продюссировал процесс записи Андрей «Крустер» Лебедев (звукорежиссер «Мастера»). Мы достаточно быстро нашли общий язык и всего за пару часов прописали все гитарные партии. Как я понимаю, Андрею понравилась моя работа как гитариста, и он порекомендовал меня Алику Грановскому.
Получив приглашение в МАСТЕР, я, будучи большим поклонникам творчества этой группы, очень тщательно подготовился к нашему первому джему с маэстро Грановским. С большим удовольствием переслушал все классические альбомы и пересмотрел кучу концертного видео, найденного на просторах Интернета. А ещё именно в это время вышел DVD, приуроченный к двадцатилетию МАСТЕРА. Он мне тоже очень помог. Алик Грановский сильно удивился, когда я, придя на первую встречу, сыграл практически всю концертную программу МАСТЕРА.
Какие альбомы МАСТЕРА тебе нравятся больше других, если брать записанные до твоего прихода?
А.С.: Пожалуй, самый первый альбом, который так и называется «Мастер» (1987), и «Talk Of The Devil» (1992). Ранний Мастер оказал на меня огромное влияние. Все записи (вплоть до альбома «Лабиринт») я собрал еще на кассетах! Наверное, проще назвать песни, которые я считаю не достаточно сильными, чем перечислять все любимые композиции.
Вообще, я воспитывался на трэш-метале и сейчас его тоже очень люблю – особенно Metallica, Slayer, Exodus, Kreator, Sepultura, Megadeth.
Возвращаясь к Мастеру, я могу честно сказать, что всегда считал его очень продвинутой и шагающей в ногу со временем группой. Когда услышал альбом «Talk Of The Devil», то просто обалдел! Он звучит очень круто для 1991 года, да еще и для отечественной группы.
В 80-е Мастер имел не меньшую популярность, чем Ария. В первой половине 90-х у обеих групп был резкий спад популярности, но затем Ария совершила камбэк и вернулась на стадионы, а вот Мастер былые позиции та и не восстановил. В чем ты видишь причины этого?
А.С.: Песни… Время… Бизнес в целом… Умение правильно преподать материал и найти свою аудиторию.
Твои впечатления от концертной и студийной работы в МАСТЕРЕ.
А.С.: МАСТЕР — широко известный коллектив с богатой историей и со своими традициями. Это опытные музыканты, с которыми было интересно играть и было чему поучиться.
У нашего состава МАСТЕРА была какая-то магия, когда мы играли вживую. Больше всего мне понравилось исполнять песни «Палачи», «Мастер скорбных дел», «Руки прочь», то есть более динамичные композиции. А из баллад предпочитал «Пепел на ветру».
А вот альбомом «VIII» (2010 г.), записанным с моим участием, я не совсем доволен. Мне кажется, что если бы мы сочинили эту пластинку всей группой, джемуя на репетициях, то результат был бы намного лучше. А так получилось, что МАСТЕР на концертах и МАСТЕР на альбоме «VIII» оказались двумя разными группами. Тем не менее, спустя несколько лет, я вижу, что люди продолжают слушать этот альбом и находят в нем что-то интересное. Это радует.
Мы с Аликом и Крустером виделись недавно на концерте группы «Кипелов». Было очень интересно встретиться вновь спустя долгие годы. Мы не виделись со времен нашего последнего концерта в Киеве, а это было лет 5 назад. Обиды и недомолвки забылись, я надеюсь. Вспоминая то время, мы с барабанщиком Олегом Ховриным тогда работали в офисах, играли у Сергея Скачкова («Земляне»), успевали творить с «Мастером», всегда отдавая группе приоритет. В любом случае участие в этой группе стало для меня хорошим уроком, и я благодарен судьбе за это. На концертах в «том» составе Мастер всегда звучал убийственно. Мы были хорошо отлаженной машиной, – уверен, что многие из тех, кто бывал на наших шоу, со мной согласятся. Я рад, что мне довелось поработать с музыкантами такого уровня и статуса и приложить руку к созданию альбома этого легендарного коллектива. Я получил огромное удовольствие от выступлений, репетиций с этими людьми. Это большой и серьезный опыт для меня не только как для гитариста.
Музыка одной из композиций альбома «VIII» написана тобой. Расскажи про эту песню («Бульдозер») и про процесс написания текста. Как я понимаю, это был пока что единственный случай, когда Маргарита Пушкина писала текст на твою «рыбу»?
А.С.: Я не вмешивался в процесс создания лирики никаким образом. Была придумана музыка, аранжировка, вокальная линия, а потом Алик принес текст от Маргариты Анатольевны и мы его записали. Мне кажется, что получилась неплохая песня, возможно, самая удачная на альбоме.
Расскажи про записанный EVERLOST кавер арийско-мастеровской «Воли и разума».
А.С.: Осенью 2010 года группа Ария отмечала своё 25-летие и мы решили отдать дань уважения нашим героям и сделать сюрприз всем поклонникам группы «Ария», сделав кавер на композицию «Воля и разум».
Играя в МАСТЕРе, я довольно часто исполнял эту песню со сцены в классической ее версии, а тут мне представилась возможность вместе со своими друзьями из EVERLOST в корне пересмотреть до боли знакомую каждому меломану аранжировку и подать ее в необычном ключе. Получилась модерновая индустриальная версия, с кучей соляков, с электронной аранжировкой и моим гроулингом.
Также EVERLOST участвовал в трибьюте группы ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК…
А.С.: Уважаю ребят и их творческое наследие. Мы пересекаемся вместе иногда. Вот недавно виделись на юбилее группы ЭПИДЕМИЯ с Митяем Борисенковым. Всегда приятно поболтать о музыке и жизни с ним.
В активе EVERLOST есть и такой неожиданный для метал-группы кавер, как композиция «Set the world on fire» танцевальной группы E-TYPE.
А.С.: Мы росли и воспитывались во времена (середина 90-х), когда были очень популярны танцевальные группы типа E-TYPE, YAKIDA, E-ROTIC и т.д. Моё увлечение музыкой в детстве началось и с этих коллективов тоже, и я не стесняюсь этого. Когда я серьёзно увлёкся тяжелой музыкой, то все эти танцевальные группы отошли на второй план. Но прошло время, и мы решили вспомнить то, на чем росли и воспитывались. Идея записи подобного кавера витала в нашей группе достаточно давно.
Достаточно интересно в этом кавере прозвучало сочетание экстремального мужского и чистого женского вокала. Расскажи, как сложился этот дуэт.
А.С.: Я послушал в Интернете песни ряда отечественных коллективов с женским вокалом. Юлиана Савченко из группы АНДЕМ заинтриговала меня своей разносторонней деятельностью – она профессионально поет в разных жанрах и направлениях. Мы связались ВКонтакте и договорились об её участии в записи. В студии Юлиана показала себя настоящим профессионалом, спела свои партии очень качественно и оперативно. Песня вошла скрытым треком на альбом «Путь Непокорных».
А сам ты любишь слушать кавер-версии хитов любимых групп? И какой подход (как слушателю) тебе ближе – когда кавер делается близко к оригиналу или наоборот – непохожим?
А.С.: Я люблю, когда группа старается исполнить ту или иную песню именно в своем собственном стиле. Если коллектив зрелый и музыканты опытные, то, как правило, кавера получаются убойные. Главное найти именно «ту» песню!
Расскажи про свое сотрудничество с группой ЭПИДЕМИЯ.
А.С.: Мое первое выступление с ЭПИДЕМИЕЙ произошло еще в 2004 году, когда на Нашем Радио была передача, посвященная выходу первой части Эльфийской Рукописи. Это был знаменательный день, там я знакомился с Валерием Кипеловым, Дмитрием Борисенковым и Кириллом Немоляевым. Для второй части Эльфийской Рукописи («Сказание на все времена») я записал гостевое соло в композиции «Без сердца и души».
На альбоме ЭПИДЕМИИ «Дорога Домой» я аранжировал и записал большинство гитарных партий, а также сыграл несколько соло. А пригласил меня мой старый приятель Максим Самосват, за что ему огромное спасибо! Для меня это был серьезный и необычный опыт, т.к. все аранжировки пришлось «снимать» и дорабатывать в очень сжатые сроки.
В 2010-ом году у лидера группы «Эпидемия» Юрия Мелисова родилась дочь и я целый год заменял его на гастролях. Остались отличные впечатления. Очень понравилась активная публика, хором поющая вместе с группой. Аудитория у группы особенная и очень открытая. Люди делятся своими эмоциями друг с другом, поют еще громче, чем играет сама группа. Так и должно быть на настоящем метал-шоу. Мне нравятся те песни, что пишут ребята, и все эти композиции отлично звучат вживую.
Теперь мы редко видимся, но я слежу за их успехами и новыми работами. Совсем недавно ребята пригласили меня на их юбилейный концерт.
Расскажи про проект FLASH OF AGGRESSION.
А.С.: FLASH OF AGGRESSION – проект в стиле modern thrash metal, созданный мной и моим братом Дмитрием Игнатьевым (TANTAL, EVERLOST). С воплощением идеи нам помогали барабанщик Сергей Серебренников (EVERLOST, ВАЛЕРИЙ ГАИНА) и вокалистка Полина Березко (GRASE DISGRASED).
Идея записать настоящий агрессивный металлический альбом пришла нам с Дмитрием достаточно давно. Мы с ним ровесники, начинали интересоваться музыкой и играть на гитаре примерно в одно и тоже время. Подростками мы часто джемовали вместе, фиксируя наши первые музыкальные «опусы» на кассетный магнитофон, делились новыми записями. Так уж сложилось, что некоторое время мы были постоянно заняты работой в своих собственных коллективах и с другими артистами, но потом всё же смогли выкроить время и воплотили задуманное в жизнь. Можно сказать, что этот диск является воплощением одной из мечт нашего детства. Альбом увидел свет в 2013 году на лейбле CD-Maximum и он носит название «Seed of Hate».
Как ты попал в группу ЗЕМЛЯНЕ?
А.С.: В 2009 году вокалист «Землян» Сергей Скачков принял гостевое участие в концерте, посвященном юбилею Алика Грановского. Во время подготовки этого концерта мы и познакомились. В конце 2010 года я несколько раз заменял на гастролях гитариста ЗЕМЛЯН Геннадия Мартова, а также участвовал в проекте Сергея Скачкова с легендарным Куртом Хауенштайном (SUPERMAX). Во время одной из таких поездок я получил официальное приглашение в группу ЗЕМЛЯНЕ.
Какие остались впечатления от гастролей в составе группы Сергея Скачкова? Об этом коллективе есть разные мнения. Для одних «Земляне» – легендарная группа, для других – «группа одного хита».
А.С.: Неужели люди не слышали такие хиты как «Каскадеры», «Прости Земля», «Поверь в мечту»? Широко известных песен точно больше, чем одна. Скажу честно, сотрудничество с этим коллективом стало моей первой профессиональной музыкальной работой с полноценным гастрольным графиком. Мы играли по несколько концертов в день, нас заносило в такие уголки нашей необъятной Родины, о существовании которых я даже и не знал ранее. Я всегда рад возможности выступить с Сергеем, если мои услуги понадобятся. Недавно мы вместе ходили на концерт Uriah Heep и немного поболтали о жизни, встретились спустя год.
Расскажи про свое участие в российском туре всемирно известного певца Робертино Лоретти. Сложно ли было переключиться на его музыку, которая с металлом не имеет ничего общего, за исключением разве что вступления к арийскому хиту «На службе силы зла»? (улыбается).
А.С.: Да, готовиться было очень сложно… Менеджером тура была составлена огромная программа из классических хитов, которую необходимо было выучить в сжатые сроки. В принципе, всё это можно было сыграть и под фонограмму, но совесть не позволила. Я буквально засыпал и просыпался с плеером в ушах.
В итоге с моими соратниками барабанщиком Олегом «Коброй» Ховриным, басистом Дмитрием Рыбаловым и клавишником Александром Степиным мы подготовили отличный концертный сет, который Робертино с небольшими уточнениями и дополнениями утвердил на первой же совместной репетиции.
Какие были ощущения на концертах с Лореттти?
А.С.: Другая музыка, другая аудитория… Для меня это было вызовом, пинком под зад, выходом за рамки привычного. Пришлось менять все, начиная со звука, имиджа и заканчивая поведением на сцене. Он отличный и веселый дядька, а женщины просто вешаются ему на шею до, после, в течении концерта…. (улыбается).
Расскажи про свое участие в туре первого вокалиста IRON MAIDEN Пола ДиАнно.
А.С.: В 2010 году состоялся тур Пола по городам России и Украины. Он был приурочен к тридцатилетию дебютного альбома IRON MAIDEN – «Iron Maiden».
Вся история началась примерно за 5-6 месяцев до начала тура. Дело в том, что сэр Пол не очень любит видеть рядом с собой в туре одни и те же лица музыкантов. Этот факт он неоднократно подтверждал в своих многочисленных интервью. У ДиАнно на каждом континенте, а то и в каждой стране есть свой коллектив. Это помогает ему не только избавиться от лишней личной привязанности, но и сэкономить деньги локальных промоутеров на перелеты и т.д. Несмотря на то, что групп у Пола немыслимое количество, нормальных из них можно пересчитать по пальцам.
Российский промоутер тоже понимал эту ситуацию и решился сделать ход конем – собрать хороший российский состав. Надо отдать ему должное, планировать всё мероприятие он начинал заранее и уже спустя несколько дней после новогодних праздников мы начали усиленно репетировать в составе:
Михаил Виноградов (экс-Scartown) – гитара
Николай Коршунов (Крематорий, экс-Butterfly Temple, экс-Артерия) – бас
Андрей Ищенко (Аркона, экс-Catharsis, экс-Hieronymus Bosch, экс-Mortem) – барабаны
Андрей Смирнов – гитара.
Уже после первого шоу стало ясно, что мы неплохо сработались друг с другом. А дальше был rock-n-roll!
Я получил огромное удовольствие от работы с фирменным певцом (да еще такого класса). Можно сказать, что еще одна мечта детства воплотилась в реальность! IRON MAIDEN – одна из тех групп, на музыке которых я рос. На альбоме EVERLOST «Noise Factory» бонус-треком мы разместили кавер Iron Maiden «Be Quick Or Be Dead». И вот теперь мне удалось спеть эти песни вживую вместе с первым вокалистом Мэйденов.
Как вы поладили с сэром Полом? По отзывам многих, человек он достаточно экспрессивный. Вот что вспоминал роад-менеджер Алексей Морозов в книге «Iron Maiden – Знак Зверя» о своей работе с Полом: «Пола ДиАнно нельзя любить или ненавидеть. Его можно принимать или нет. Отталкивающие и притягательные стороны в нем переплетены в одной ДНК, расщепить которую невозможно. Сию минуту он отец всех геморроидальных узлов, а через пять – милее пятилетнего ребенка, для которого весь мир вдруг стал леденцом на вкус».
А.С.: Алексей тут полностью прав. Всё то, что он сказал – абсолютная истина. С Полом нам нечего было делить (кроме сцены, конечно), да и рок-н-рольный дух живет в каждом из нас. Мы просто наслаждались выступлениями, общением за сценой, пьянками и переездами вместе, много смеялись и шутили.
В 2012 году последовало продолжение банкета – на сей раз ты участвовал уже совместном туре обоих бывших вокалистов IRON MAIDEN – Пола ДиАнно и Блейза Бэйли. Расскажи про этот тур.
А.С.: Аккомпанирующий состав был почти тем же, за исключением того, что гитариста Михаила Виноградова (Scartown) сменил Илья Мамонтов (Эпидемия).
У каждого из этих певцов свои особенности характера, свой взгляд на музыку и свои требования. Это сотрудничество стало для нас очень ценным опытом. В буквальном смысле, нам пришлось перевоплощаться от сета к сету. Мы проводили на сцене каждый вечер часа по три… Было немного изнурительно, но играть любимые песни детства – огромное удовольствие.
Насколько я знаю, впоследствии ты ездил с Полом Дианно и Блейзом Бэйли и в заграничные туры?
А.С.: Да, мы работали несколько концертов и в Европе. Как раз после одного из таких шоу, которое состоялось в Праге, я отправился на прослушивание в группу U.D.O.
Блейз Бэйли – один из тех музыкантов, которых я сильно уважаю за их личные качества. После расставания с Iron Maiden он прошел через резкое падение посещаемости, разорение, скоропостижную смерть жены, но, несмотря на все беды и трудности, упорно продолжил ковать металл. Вышеупомянутый роад-менеджер Алексей Морозов вспоминал: «Блейз – это человек, знающий на практике, что такое мир, и уверенный в том, чего он хочет от себя и для себя. В обществе людей Блейз – человек с высокоточным чувством юмора и одновременно со следом того груза в лице, под тяжестью которого появляются морщины…Самое интересное зрелище Блейз представляет перед выходом на сцену. В нём происходит поразительная перемена. Прежний человек исчезает. Появляется концентрированный импульс, жесткий, собранный и знающий, что на свете есть только одна вещь: пение на сцене. Ему не важно, десять ли человек в черноте за заграждением, или десять тысяч. Он превращается в ракету, нацеленную в эту аудиторию, готовую отдать себя ей без остатка...». А какие у тебя остались впечатления от сэра Бэйли?
А.С.: Блейза могу сравнить с актером театра во всех смыслах. Действительно, выходя на сцену, он меняется. В этом и есть его основное отличие от Пола, который не меняется ни на сцене, ни за кулисами. Недавно мы пересекались на концерте U.D.O. в Испании на Ибице, приятно пообщались, обнялись…
Как ты попал в группу U.D.O.?
А.С.: В октябре 2012 года на каком-то новостном портале я прочитал, что из U.D.O. уходит Штефан Кауфман, группа ищет нового гитариста и что все желающие могут писать по такому-то адресу. Я решил попытать шанс и направил свое резюме, как и многие гитаристы со всего мира (заявок было более трехсот).
Со мной связались, предложили записать демо-версии 4 хитов U.D.O. Среди них были «Metal Heart», «Balls To The Wall» и ещё что-то.
Тогда я находился с Блэйзом Бэйли и Полом ДиАнно в туре, поэтому песни разучивал в гостиничных номерах. По приезде в Москву фактически сразу с поезда я побежал на студию и сделал всё, что от меня требовалось практически в режиме живого концерта. Довольно сильно переживал – не хотелось ударить в грязь лицом. Мой старый товарищ Сергей Табаков осуществил съемку и монтаж видео. Я отправил эту запись, и буквально через несколько дней пришел ответ, что группа меня хочет видеть. Думаю, свою роль сыграло и то, что я уже имел какой-то международный опыт, а не только российский.
По окончании тура с Бэйли из Праги я прилетел в Кёльн, где меня встретили Удо Диркшнайдер и басист Фитти Винхольд.
Меня приняли достаточно тепло. Мы пошли в ресторан, перекусили, потом прошлись по парку, пообщались. Тут музыкальные вопросы уже не так важны, ведь в этом смысле всё можно узнать друг о друге и заочно. Более важно простое человеческое общение. В турах придется проводить много времени вместе, поэтому надо заранее узнать, все ли будут сочетаться характерами. Отношения могут сразу складываться, а могут – нет, как и в обычной жизни. У нас – сложились. Несмотря на разные страны, менталитет, мы нашли общий язык.
Я до последнего не верил, что такое возможно – парень из провинциального подмосковного городка попадает в легендарную немецкую группу…Ведь Accept я услышал, ещё учась в школе!
Как прошло твое вливание в группу U.D.O. в профессиональном и личном плане?
А.С.: Конечно, притирки были, без них невозможно представить существование интернационального коллектива. Если задуматься, то в нашем гастрольном автобусе можно насчитать людей 6-7 разных национальностей. Конечно же, разница в возрасте, менталитет тоже делают свое дело… Всё это имеет значение, если мы говорим об отношениях между людьми, но музыка и любовь к ней и похожие вкусы нас объединяют.
В EVERLOST ты много экспериментируешь. А вот U.D.O. – это же достаточно консервативный коллектив, классический олдскульный металл. У тебя не было мыслей попытаться устроить там творческую революцию?
А.С.: Послушайте наши новые альбомы и вы поймете, что там все не так уж и олдскульно... Удо Диркшнайдер – это один из мэтров металлической сцены. Когда мы пишем новые композиции, то его голос является основополагающим для нас. Я не хочу никаких революций, я хочу творить и радовать людей.
К моменту твоего прихода все песни альбома «Steelhammer» были уже сочинены, насколько я знаю? Какова была твоя роль в процессе работы над этим альбомом?
А.С.: Костяк песен был готов, но не было такого, что вот здесь надо обязательно сыграть вот так, а здесь – вот сяк, и ничего нельзя менять. Я создавал все гитарные аранжировки, а также сочинял соло. Бывало, что мы дискутировали, я предлагал много идей, менял некоторые песни, создавал новые сольные партии, чтобы разнообразить материал, придуманный басистом и вокалистом.
А вот на следующем альбоме U.D.O. «Decadent» (2015) ты уже значишься соавтором почти всех композиций. Расскажи, как ты писал песни для U.D.O.?
А.С.: Весной 2014 года мы собрались на нашей студии в Испании и немного поджемовали, поделились идеями друг с другом. Далее последовала череда обмена новыми идеями через интернет. U.D.O. – полноценный творческий коллектив, где каждый из нас вправе самовыражаться.
Все композиции вырисовались практически за лето. Уже в августе мы приступили к записи гитар. Пожалуй, в моей музыкальной практике это была первая студийная сессия, которая проходила в жаркое время, на райском острове Ибица. Я рано вставал, бегал вдоль береговой линии пляжа, купался и загорал, а потом приходил на студию и играл рок! (улыбается). Вот такой вот был опыт!
Участники группы U.D.O. делились впечатлениями о гастролях по России, где бывали уже много раз, причем не только в Москве и Питере, но и в глубинке?
А.С.: Ребята любят Россию и, думаю, что это взаимная любовь. Раньше им нравилось путешествовать по нашей стране на поездах, теперь мы предпочитаем самолеты. Стараемся выступать у нас практически каждый год и, должен заметить, что концерты аншлаговые везде.
Фото с Байк-феста «Сталинград», 23 августа 2013 года.
Слышали ли музыканты U.D.O. что-то из русских групп? Какие были отзывы?
А.С.: Знают Арию и Кипелова, ну и EVERLOST теперь тоже. Кстати, Удо тоже очень понравился наш клип «Плавится воздух».
Насколько плотный в U.D.O. гастрольный график? Много ли где ты побывал с гастролями? Есть ли время, чтобы посмотреть достопримечательности посещаемых с гастролями стран? Что запомнилось?
А.С.: Мы играем порядка ста концертов в год по всему миру. Были и в Северной и Южной Америке, в таких странах как Мексика, Боливия, Эквадор, объездили всю Европу вдоль и поперек, Россия, Беларусь, Украина… Для музыки не существует границ и я рад быть частью коллектива, песни которого знают и любят во всем мире. Публика отличная. Кстати, один наш канадский поклонник даже работает на экскаваторе с символикой U.D.O.
Я постоянно где-то брожу, когда выдается свободная минутка. Очень много фотографирую, конечно для себя, но мечтаю освоить и профессиональную съемку. Теперь вот, спустя 15 лет занятий музыкой, я начал собирать магнитики на холодильник (улыбается). Недавно вот были в Боливии, там такая красота… Вообще, наш мир настолько богат и разнообразен, и мне повезло, что у меня есть такая возможность видеть его.
Расскажи про концертный DVD U.D.O «Steelhammer – Live From Moscow». Почему решили снимать концертник именно в России?
А.С.: Идея принадлежала моему уже упомянутому ранее другу – режиссеру и оператору Сергею Табакову, который вот уже много лет является неотъемлемой частью EVERLOST. Он попросил официальное разрешение у менеджмента группы на съемку этого шоу, пригласил себе в помощь компанию с крутыми камерами, все отснял, смонтировал и выслал одну композицию Удо. Результат нас всех удивил и порадовал. Это не постановочное шоу с кучей декораций и т.д. На этом DVD запечатлен настоящий рок-концерт находящейся в туре группы, без всякой мишуры. Знаете, а ведь люди действительно хотят видеть именно это. Релиз получил массу положительных откликов по всему миру. Я доволен результатом и благодарю Сергея за эту идею и ее воплощение!
В феврале 2014 года U.D.O. выступал в городе Туттлингене с оркестром немецкой морской пехоты, поделись своими впечатлениями об этом концерте, который впоследствии был издан на DVD «Navy Metal Night».
А.С.: Это было, пожалуй, самое грандиозное событие за все годы моей музыкальной практики. Этот проект мы готовили, будучи в туре в поддержку альбома «Steelhammer». Основной сложностью для нас явилось то, что для этого релиза мы готовили абсолютно новую программу, состоящую из редких песен группы, некоторые из которых вообще ни разу не исполнялись на концертах. Мне, как музыканту, было очень интересно находится в окружении целого оркестра, смотреть на партитуры наших песен. Кстати, многие из музыкантов оркестра оказались поклонниками тяжелой музыки и знали наши песни наизусть. На репетиции у нас было отведено всего несколько дней, да и сам концерт был достаточно волнительным для нас. Но все получилось отлично и живо, а публика в Туттлингене горячо поддержала нас и сделала концерт незабываемым событием. Я горжусь этой работой!
Для выступления с оркестром приходилось менять что-то в аранжировках собственно группы?
А.С.: Да, приходилось. В этом была и основная сложность. Замечу, мы сотрудничаем не с симфоническим, а с духовым оркестром. Это значит, что там нет никаких «попсовых» скрипок и виолончелей. Ребята дуют в трубы, играют на контрабасе и бьют в барабаны и литавры. Еще темпы и ритм работы самого оркестра подразумевают достаточно длительные перерывы, ведь игра на духовых инструментах требует особых навыков и затраты огромной физической энергии. А репетиции для нас – многочасовое безумие с небольшими перекурами. Если у нас что-то не получается, то, в большинстве случаев, мы просто играем композицию заново. Здесь же шла отточка именно отдельных моментов, маленьких фраз и частей композиций. В целом виде программа прозвучала только на финальном прогоне для специально приглашенной аудитории, которая состояла из семей и друзей ребят из оркестра и представителей немецкой прессы. Мы репетировали на территории закрытой воинской части, жили в казармах и питались в солдатской столовой. Было здорово и очень необычно!
Какие песни больше всего выиграли от исполнения с оркестром?
А.С.: Мне нравится слушать все шоу в целом виде. Сложно выделить что-то конкретно, ведь программа концерта состояла не только из совместно исполненных композиций, несколько вещей оркестр играл самостоятельно. От себя я добавил несколько «приколов» в программу, исполнив инструментальную версию песни «Постой, паровоз!» на акустической гитаре во вступительной части к «Trainride in Russia».
Есть точка зрения, что у классики и металла много общего, разделяешь ли ты ее? Вот что, например, писал в своей он-лайн конференции на Сленде Михаил Бугаев (Гран-КуражЪ): «Музыка классических композиторов оказала огромное влияние на весь стиль хеви-метал. Возьмите, например, «Летнюю грозу» Вивальди и сыграйте на электрогитаре под аккомпанемент ритм-секции. Вы получите мощный и мелодичный метал-боевик. (улыбается). Рок-н-ролл вырос из блюза и кантри, а металл появился на основе рок-н-ролла в сочетании с мощью и мелодикой классической симфонической музыки. Конечно, родоначальники стиля, будучи ещё совсем юными начинающими музыкантами, не могли составить конкуренцию Вагнеру и Вивальди в музыкальной изобретательности, но основные «уроки» классиков они усвоили хорошо. Благодаря этому мы и получили «каноничные» представления о стиле хэви-метал». Конец цитаты.
А.С.: Вот Михаил задвинул! (улыбается). Получилась очень патриотичная речь – ода heavy metal! Нам очень нравится считать себя какими-то избранными и особенными. Мол, мы не какие-то там волосатые монстры с пивом в руке, а глубоко интеллектуальные люди, несущие наследие великих в массы. Мне кажется, что нужно мыслить проще. Все началось с желания славы, женщин и денег. Конечно, корни этой музыки уходят и в классику, и в блюз, но на сегодняшний день разновидностей тяжелого жанра столько, что там можно встретить и этнику, и регги, и народный фольклор. В песнях групп ACCEPT и U.D.O. исторически присутствует множество цитат из классической музыки. Возможно, в то время это было веяние моды, хотя они были одними из первых, кто начал внедрять такие элементы в жанр heavy metal. Мне нравятся такие вещи тоже. Сейчас каждое наше шоу не обходится, например, без исполнения «К Элизе» Бетховена.
В прошлом году на фестивале в Вакене Удо Диркшнайдер объявил, что 2016 году U.D.O. исполнит песни из дискографии ACCEPT в последний раз, а в дальнейшем группа будет исполнять лишь собственный материал. С чем связано это решение, и является ли оно окончательным? Мне кажется, решение весьма и весьма спорное – ведь многие поклонники не в последнюю очередь хотят услышать от Удо «Metal Heart» и другие золотые хиты ACCEPT.
А.С.: В последнее время мы играем только 2-3 песни ACCEPT из 20-25, входящих в концертный сет-лист композиций. У группы U.D.O. своя богатая история и свой набор классических хитов. Сейчас, имея за плечами столько успешных релизов с U.D.O., мы в меньшей степени зависим от классики прошлой группы маэстро. А предстоящий тур без сомнения станет особым событием для нас и для наших поклонников. Мне самому будет очень интересно исполнять те песни, на которых я рос и воспитывался.
Что общего и что различного у русской и зарубежной металлической публики?
А.С.: Русская аудитория практически уже ничем не отличается от Европейской. Раньше было больше различий, чем сходств. Сейчас уже никого не удивишь выступлениями западных рок-звезд. С одной стороны аудитория стала более избалованной и потерялся такой первобытный кайф, а с другой, например, общение с публикой стало более цивилизованным.
В чем основные отличия между Россией и Западом в различных аспектах музыкальной и околомузыкальной жизни, в том числе в плане:
организации гастролей, транспорта, проживания, бытового райдера.
концертных площадок, звука, света и т.п.
радио и теле ротаций
метал-журналов и прочей музыкальной журналистики, ее уровня
студийной работы, записи, сведения, мастеринга
издания дисков и прочей продукции, их распространения.
А.С.: Если мы говорим о европейском рынке, то тут все упорядочено и отлажено.
Практически во всех крупных европейских городах есть свои концертные площадки и клубы любых форматов и вместимости. Они работают в режиме нон-стоп, есть своя аудитория, которая приезжает и из соседних городов и стран. С проживанием вопросов никаких не возникает, т.к. большинство коллективов передвигается на найтлайнерах. Часть оборудования (звук и свет) путешествует с группой, часть дозаказывает менеджер конкретной площадки.
С радиостанциями, которые крутят рок, тоже проблем не возникает, конечно, все зависит от конкретной страны. Ни для кого не секрет, что Германия, Швеция, Финляндия и т.д. любят тяжелую музыку, соответственно ее крутят и по радио. В Германии полно авторитетных изданий, пишущих о heavy metal, всем известен, например, легендарный Metal Hammer. Да-да, именно оттуда часть наших журналистов берут материалы, переводят их и публикуют у нас.
В плане студийной работы особых различий нет, просто в этой среде там больше профессионалов высокого уровня. У нас множество крутых студий просто простаивает, потому что нет главного – человека, ответственного за работу со звуком. В этом жанре, к сожалению, своих Бобов Роков и Анди Снипов у нас пока не появилось. Хотя могу смело выделить таких специалистов, как Игорь «KIV» Королев с KIV Records, Евгений «Женяй » Виноградов с ДАЙ Records, работы которых вполне конкурентоспособны.
В Европе есть ряд лейблов, работа которых построена именно на тяжелой музыке. Перечислять их, думаю, не имеет смысла. Конечно, в наши дни вся индустрия продажи и выпуска музыки находится в упадке, но эти компании живут. Они по-прежнему ищут молодые таланты, вкладывают деньги в клипы и туры. Такие случаи не часты, но они есть. Группам с богатой историей и фэн-базой живется лучше. С такими, как правило, подписывают долгосрочные контракты на несколько релизов.
Не секрет, что в России почти все метал-музыканты, за редким исключением, зарабатывают на жизнь работами, не связанными со своими группами, а зачастую и с музыкой вообще. А группами занимаются в свободное время, как хобби. Как с этим обстоит дело в европейских странах? Ты сам после зачисления в состав U.D.O. смог целиком сконцентрироваться на металле, или все равно приходится где-то работать?
А.С.: Офисная работа была частью моей жизни практически все время моего занятия музыкой. Я играл на стадионе, а на следующий день возвращался в офис. Мне повезло, хоть моя работа и не была связана с музыкальной сферой, коллектив был душевный и начальство понимающее. Мне удавалось сочетать две сферы моей жизни даже и в первый год работы в U.D.O. Но вот уже больше года я могу смело назвать себя профессиональным музыкантом.
Ты переехал жить в Германию, или остаешься в России?
А.С.: Я живу и там и сям. Наша работа связана с постоянными переездами и мне сложно сказать, где я бываю больше в последнее время.
Чем ты увлекаешься, кроме музыки, как отдыхаешь?
А.С.: Вот сейчас хожу на лыжах, в баню, в проруби купаюсь частенько, смотрю новинки кинематографа. Летом велосипед, речка, море, путешествия по миру. Редко когда я отдыхаю без гитары, предпочитаю иметь ее с собой всегда и везде. Никогда не знаешь, где и когда накроет вдохновение.
Вопрос от многочисленной и влиятельной Ассоциации котанов Мастерсленда. У тебя есть домашние животные?
А.С.: Да, у меня есть кошки, и не одна. Точнее, все они живут в родительском доме сейчас, но я их всех люблю. Особенно белого пушистого кота с голубыми глазами, которого нашли зимой в сугробе. Я назвал его «Беляшом».
Спасибо тебе большое за спасение котика! Думаю, к этой благодарности присоединяться все члены нашей Ассоциации! Ну а теперь давай снова вернемся к музыке. Расскажи про готовящийся к выходу альбом EVEROST «V».
А.С.: Это будет классный релиз, который мы готовили аж четыре года. Я частенько слушаю его в своем плеере и мне не терпится показать его общественности. Композиции стали более целостными и взрослыми, аранжировки более продуманными и лаконичными. Приход в группу моего брата Дмитрия Игнатьева дал нам определенный толчок в творческом плане. Я часто нахожусь вдали от дома и не имею возможности контролировать некоторые вещи, сейчас ребята вполне справляются и без меня. Мне нравится то, что мы пишем песни вместе. Пожалуй, именно этот факт и делает этот альбом особенным. EVERLOST – братья по духу и разуму, но каждый из нас имеет свой собственный почерк и творческий взгляд в плане сочинения музыки.
Как в дальнейшем будет совмещаться твое участие в EVERLOST и U.D.O.? Будет ли EVERLOST вести активную концертную деятельность? Не хочешь провести совместный тур EVERLOST и U.D.O.?
А.С: U.D.O. – это мой приоритет и моя основная работа, которая занимает большую часть моей жизни. EVERLOST – мое детище, которым мы занимаемся с моими друзьями, когда позволяет время и когда присутствует необходимое вдохновение.
Говорить об активной гастрольной деятельности с любой другой группой, будучи участником U.D.O. просто невозможно. Я не хочу совместных туров, потому что аудитория немного разная и для меня это было бы очень большой ответственностью и нагрузкой.
Не планируется ли привлечение товарища Диркшнайдера и других участников U.D.O. для записи новых пластинок EVEROST и твоих сольников в качестве специальных гостей?
А.С.: Я никогда это не буду делать в качестве заманухи для слушателей, но вот если этого будет требовать сама песня, то почему бы и нет.
Расскажи про свое сотрудничество с группой ГАЛАКТИКА.
Мой друг барабанщик Олег Ховрин предложил мне сделать несколько аранжировок на старые песни легендарной группы ГАЛАКТИКА, участником которой он являлся в прошлом. Результатом этого сотрудничества явился мини-альбом «Последний летний день» (2012). Это первый официальный релиз группы с 1991 года. В альбом вошли 5 песен и одна бонус-композиция, в большинстве своем это произведения из разных времен творчества группы, представленные в новых аранжировках. Для меня этот релиз стал интересным и продуктивным опытом, как в качестве гитариста, так и автора и аранжировщика. Я старался немного осовременить звучание композиций, но при этом не испортить их. Кроме того, мы с вокалистом Славой Синчуком и Олегом Ховриным написали одну новую композицию «Hold on!», которая тоже вошла в этот релиз.
Расскажи о сотрудничестве с Артуром Беркутом.
А.С.: Впервые я сотрудничал с Артуром в 2011 году, при записи своего сольного альбома «Adrenaline». Мы записали песни «Рожденный дышать свободой», которую изначально планировали записать с Михаилом Житняковым, на тот момент вокалистом группы ГРАН-КУРАЖЪ. В начале осени того же года судьба свела меня с Артуром, чему я несказанно рад. Артур, несмотря на свой напряженный график, пришел в студию и через два часа работа над треком была закончена.
Впоследствии поэт Анатолий Жуков, пишущий тексты для композиций Артура Беркута, обратился ко мне для создания аранжировок к альбому Беркута «Каждому своё» (2012). Это был онлайн-проект: я работал самостоятельно в своей студии, а вокал Артур записывал в другом месте и другое время. Результатом я остался доволен.
Ты принимал гостевое участие во многих проектах и группах, не только таких статусных, как «Династия посвященных», «Эльфийская рукопись», «Эпидемия», «Артур Беркут» и т.п., но и в менее известных.
А.С.: Для меня существует только один критерий – интересный самобытный материал. За время участия в гостевых проектах я заметил одну забавную особенность — многие музыканты предлагают в качестве гостевых те куски, которые они сами не смогли продумать и аранжировать, но именно эти части являются самыми «вкусными» для меня. Конечно, в таком случае уже не отделаться стандартными метал-соло, и это очень подбадривает!
Что подтолкнуло тебя к написанию сольных альбомов?
А.С.: На сольных пластинках я стараюсь максимально целостно и разнообразно раскрыть свой потенциал не только как гитариста и аранжировщика, но и, в первую очередь, как автора песен. До создания сольных альбомов мое имя ассоциировалось в основном с группой EVERLOST. В определенный момент захотелось показать себя с иной стороны. Уверен, что многие даже и не подозревали, что я могу писать песни самостоятельно, да еще и в совершенно ином ключе, нежели требует моя группа.
В EVERLOST мы работаем на равных, а в сольных альбомах основная работа ложится на мои плечи. В то же время хотелось бы поблагодарить всех, кто принял участие в работе над моими сольными альбомами, за их помощь и поддержку. За годы работы на музыкальном поприще я познакомился со многими замечательными талантливыми людьми и очень рад, что некоторых из них удалось привлечь к работе над этими дисками.
Расскажи про свой первый сольный альбом «Adrenaline».
А.С.: Музыкальный материал складывался в несколько этапов, на протяжении нескольких лет. Первая часть песен была написана мной для не сложившегося проекта с Максимом Самосватом («Одна роль на двоих», «Рожденный дышать свободой»). Композиция «Время ветра» была придумана во время нашего совместного с Олегом Ховриным джема на базе группы МАСТЕР. Ещё одну порцию треков я написал буквально за один вечер после очередных гастролей («Среди руин», «Мертвые души», «На ладонях у мечты»). Инструментальные треки («Andrenaline» и «The Fourth Dimention») я готовил специально для гитарных мастер-классов и выступлений на выставке «Музыка Москва». Песни «Листья», «Любовь сильней, чем смерть» были придуманы мною тоже буквально за несколько часов.
Сольный диск я готовил в свободное от основных проектов время, поэтому работа растянулась на два года.
Мне повезло, что рядом оказались такие люди, как барабанщик Олег Ховрин, басисты Николай Коршунов и Алексей Балабанов, гитарист Вячеслав Молчанов, вокалисты Артур Беркут, Вячеслав Синчук, Александр Грата и Борис Голик, поэты Нина Кокорева, Евгения Бесчеревных, Артем Соловьев, звукоинженер Игорь «KIV» Королев, фотограф и оформитель Анастасия Бузова. Особо хочется отметить роль своего друга барабанщика Олег Ховрина, который заставил меня поверить в свои силы и помог довести работу до конца.
Альбом получился разноплановым, но достаточно целостным. Я не хотел ограничивать себя какими-то стилистическими рамками и делал каждую конкретную композицию так, как чувствовал. Получилась такая термоядерная смесь всех подвидов рок-музыки. Каждая из моих композиций представляет собой отголоски того или иного жанра тяжелой музыки: в этих песнях присутствует чувственность и мелодизм, свойственный классическому року 80-х, энергия и напор heavy и thrash-metal, элементы modern metal и даже современной электронной музыки.
Что касается названия, то мне понравилось значение слова «Adrenaline». Адреналин – гормон просто незаменимый для гастролирующего музыканта. Ради этих ощущений мы преодолеваем сотни и тысячи километров!
Кроме того, слово произносится практически идентично и на английском, и русском языке, да и с моим именем оно созвучно.
А ещё мне не хотелось выделять какую-либо песню с вокалом, вынося ее в название сольника. В записи различных песен альбома приняли участие такие замечательные вокалисты, как Артур Беркут, Вячеслав Синчук, Борис Голик, Александр Грата. А «Adrenaline» – это инструментальная композиция.
А не было мыслей записать инструментальный альбом?
А.С.: Я больше люблю слушать музыку, где присутствует голос, и в собственном творчестве тоже предпочитаю сочетать гитару с вокалом. Лично мне не очень интересно слушать чисто инструментальный альбом без вокальных партий. Я понимаю, что многим слушателям это тоже достаточно проблематично. Короче, главное найти правильный баланс. Могу вставить на сольный альбом пару инструментальных композиций, но делать всю пластинку инструментальной – это не моё. Песенный жанр (даже в экстремальных стилях) не подразумевает слишком сильного перевеса в сторону инструментала. Для этих экспериментов существует либо prog, либо инструментальная музыка.
В 2013 году вышел твой второй сольный релиз – мини-альбом «Тонкая грань». Расскажи про него.
А.С.: Этот диск был создан за короткий период времени и включал в себя три новые композиции (одна из них была представлена в инструментальном виде), а так же акустическую версию самой успешной композиции «Листья» с моего первого сольного альбома и акустическую версию одной новой песни. Несмотря на такой формат, релиз получился достаточно интересным и в чем-то необычным, т.к. на нем была представлена всевозможная палитра музыкальных красок. В этот раз с вокалом мне помогали талантливые певцы Борис Голик, Филипп Сиковский, был приглашен виолончелист Руслан Сахабиев.
Что стоит ждать от готовящегося от твоего третьего сольника? И когда он выйдет?
А.С.: В России альбом увидит свет в конце января – начале февраля, благодаря стараниям лейбла Metalism Records. Диск носит название «Gladiator». Материал был сведен в Германии под руководством продюсера Мартина «Mattes» Пфайффера, работы которого известны любителям тяжёлой музыки по альбомам таких групп как U.D.O., «Mob Rules», «Love.Might.Kill», «Anvil». Микрофонную стойку занял легендарный рок-певец Владислав Синчук (группа «Галактика»), с голосом которого выросло целое поколение советских меломанов, а место за барабанами доверено давнему другу и «боевому товарищу» Олегу Ховрину («Nargiz», «Земляне», экс-«Мастер»). «Gladiator» представляет собой 5-песенный EP, выполненный на стыке хард-рока и АОРа (album-oriented rock).
Андрей, расскажи подробнее о песнях с нового сольного альбома.
А.С.: Все композиции, пожалуй, кроме заглавной «Gladiator», носят романтический характер и повествуют о любви.
В этот раз, вопреки всем законам жанра, я начал диск с ритмичного среднетемпового трека, рассказывающего нам о жизни и борьбе. Мы растем, воспитываемся в одной среде, делим жилье и еду, а потом безжалостно убиваем друг друга на «поле боя», ради того, чтобы выжить самим. Эта история о нас и о современном мире.
«Play With Me» – ритмичная, мелодичная и рок-н-рольная песня, текст которой рассказывает о группи и рокере, жаждущем мимолетной любви. О том, что каждая девушка, которая желает заполучить «звездного» друга на одну ночь, должна знать и понимать правила игры. Не обошлось и без самоиронии, которая выражается в том, что герой повествования хоть и мнит себя героем-любовником, но сам тоже не лишен чувств и в этот раз он влюбляется. Думаю, что любому музыканту эта идея будет очень близка и понятна.
После такого откровения следующий трек «Without you» выглядит как раскаяние главного героя и его возвращение от такой «поклонницы» домой. Музыка и вокальная линия родились у меня прямо в студии, но сама песня долгое время ждала своего часа. Я записал ее самой последней из всех и очень горжусь тем, как она получилась в итоге. Пожалуй, это моя любимая песня на диске на данный момент.
«Alone Again» – ода одиночеству, которое съедает изнутри, когда тоска и отчаяние душат и не дают идти вперед. Классическая рок-баллада в красивом обрамлении акустической гитары, клавишных и великолепного вокала.
И в заключении звучит композиция «Stay Away», текст которой говорит нам о ранящей любви, которая причиняет только боль. Она о том, когда человек понимает, что он отдавал гораздо больше, чем получал взамен и что пора остановиться, поставить точку в отношениях. Музыка по-прежнему мелодична и меланхолична с яркими вкраплениями клавишных и пространной аранжировкой.
Думаю, что для многих слушателей этот релиз откроет мое творчество с новой стороны и станет неким откровением. Лично для меня этот CD является очень зрелой и полноценной работой. Уверен, что вы оцените ее по достоинству! Да, тираж будет не большим, так что спешите.
Есть мнение, что CD как носитель музыки уходят в прошлое.
А.С.: Когда мы начинали серьезно заниматься музыкой и делали первые шаги на этом поприще, люди еще покупали диски, обменивались новинками и т.д. Это был целый музыкальный мир. К сожалению, финансовое положение наших сограждан, а также возможность бесплатного скачивания чего угодно с интернета приводят к тому, что компакт-диски превращаются в продукт для коллекционеров, который не слишком пользуется спросом у массового слушателя. Но среди тех, кому небезразлично наше творчество, есть и люди, которые хотели бы получать новые альбом именно на материальных носителях. Мы неоднократно получали от них сообщения с просьбой выпустить очередной новый альбом на CD. Важную роль играет и уровень оформления пластинок – и в Everlost, и на сольных альбомах я всегда стараюсь добиваться качественного, интересного оформления обложек и буклетов. Уверен, что те, кто когда-либо покупал наши альбомы, или просто держал их в руках, были приятно удивлены качеством оформления. В наше время CD это просто часть мерчендайзинга группы. Конечно, есть и коллекционеры, которые поддерживают нас рублем.
В очередной раз я очень благодарен за отличное оформление моему другу Павлу Суворову
Что можешь посоветовать начинающим гитаристам? Раскрой секреты мастерства.
А.С.: Никаких особых секретов, к сожалению, нет. Просто привязывайте свою задницу к стулу – и вперед! Очень советую не просто гонять упражнения, а как можно чаще записывать себя, благо сейчас эта возможность доступна каждому, у кого есть компьютер. С помощью современных музыкальных редакторов можно «оживить» любимую вами композицию какого-нибудь крутого ансамбля и записать под готовую аранжировку свою гитару. Также очень полезно заниматься и записываться под метроном. Записывая и анализируя свою игру, вы можете заметить не только недостатки в плане техники, но и тщательно сосредоточиться на поиске и выборе собственного звука. Я записывал и анализировал свою игру лет с 12-13 (тогда еще на кассетник). Это очень сильно помогало мне работать над собственными ошибками.
Очень важно правильно организовать свои занятия, чтобы не тратить время впустую. Если вы чувствуете, что не можете самостоятельно выработать ритм занятий, то обращайтесь к репетитору. На первых этапах без грамотного преподавателя не обойтись.
Я обучался самостоятельно, подбирал на слух песни любимых групп, с большим трудом доставал нотные пособия и табулатуры. Помню, как я бегал по Горбушке и покупал отксеренные ноты Металлики и Сепультыры буквально по 1 листочку! Очень помогала литература фирмы «Guitar College» и советы старших коллег.
Сейчас же всё гораздо проще. Появилось много полезных программ, сайтов с табулатурами, доступны любые видеошколы. Чего стоит один Ютуб! Нажал кнопку – и вот уже тебя учит играть забойные рифы сам Dave Mustaine!
Но молодым гитаристам я бы посоветовал не копировать вслепую расписанные зачастую неизвестным автором табулатуры, а чаще самостоятельно прислушиваться к тому, что звучит из колонок или наушников.
Какие группы повлияли на твоё становление как музыканта, ну и просто нравятся сильнее других?
А.С.: В тяжелой музыке я слушаю всё – от хард-рока до модерн-метала. Слушаю классическую музыку, не гнушаюсь и качественной поп-музыкой и даже электронщиной. Но 90% моей любимой музыки – классический рок и металл. Мои музыкальные ориентиры – Iron Maiden, Metallica, Megadeth, Kreator, W.A.S.P., Slayer, Annihilator, Arch Enemy, Мастер, Ария, Bruce Dickinson, Carcass, Children Of Bodom, Dark Tranquillity, Decide, Death, Dream Evil, Dream Theater, Symphony X, Edguy, Evergrey, Soilwork, Exodus, Gamma Ray, Gardenian, At The Gates, Grave Digger, Hammerfall, Helloween, Cannibal Corpse, Hypocrisy, Iced Earth, In Flames, Dio, Judas Priest, Kamelot, King Diamond, Kiss, Motley Crue, Ozzy Osbourne, Pantera, Rage, Sentenced, Sodom, Stratovarius, Anthrax и др.
Из гитаристов-виртуозов обожаю Marty Friedman, Yngwie Malmsteen, Joe Satriani, Stive Vai, Impellitteri.
С годами список моих любимых исполнителей пополняется, но сейчас я назвал только «проверенных временем» артистов.
Мои учителя – James Heatfield, Jeff Waters, Dave Mustaine, Kirk Hammett, Marty Friedman, Alex Scolnick, Yngwie Malmsteen, Alexi Laiho, Max Cavalera, Stive Vai д.р. Мне важно получить необходимый импульс, чтобы начать работать над своей игрой. Эти люди обладают ТОЙ магической энергией, которая передаются не только на концертах! Ее можно черпать с видео и аудио записей, даже с просмотра фото!
Что можешь посоветовать при выборе гитар, особенно начинающим музыкантам, которые еще не могут себе позволить дорогие гитары высшего уровня?
А.С.: Все гитары надо тщательно слушать перед покупкой. Бывает и так, что в руки попадается инструмент низкой ценовой категории, который звучит гораздо лучше некоторых «средних» гитар. Моя первая электрогитара – PHIL PRO за 200 долларов. Ее хватило даже для записи первого демо группы Everlost, а не только на первоначальное обучение.
Для начинающего гитариста подойдет любая недорогая гитара ученических серий (LTD, CORT). А вот выбрать ее вам должен помочь знающий человек, чтобы проверить все нюансы (настроить мензуру и т.д.).
Перед тем, как делать покупку нового инструмента, советую четко определиться, для каких целей он нужен – студийная запись или репетиции и концерты. Как правило, хорошая «мясистая» гитара из красного дерева, которая клево звучит с перегрузом, на чистом звуке не так эффектна, как, например, звонкая ольховая или кленовая. Полезно иметь в своем арсенале несколько разных инструментов!
Для каждого инструмента необходимо подбирать свой комплект струн. Имеет значение не только марка производителя и модель, но и, естественно, толщина. Иногда приходится долго экспериментировать, чтобы подобрать оптимальные струны под ту или иную гитару. Например, я очень люблю играть рифы на толстых струнах, но при этом мне необходима легкость в исполнении легато при игре сольных партий.
Должен заместить, что хороших струн в московских магазинах практически нет, они недолговечны и быстро теряют «форму».
Расскажи про свой арсенал гитар.
А.С.: В своем арсенале я имею множество гитар различных производителей, но свое предпочтение я отдаю инструментам фирм ESP и ERG. Эти гитары прошли со мной огонь, воду и медные трубы. Нет лучше проверки для любого инструмента, чем многомесячный гастрольный тур. Усилители и кабинеты использую фирмы AMT Electronics и Laney.
Правда ли, что ты дипломированный искусствовед, а тема диплома – металлическая музыка?
А.С.: Да. Тяга к гуманитарным наукам подтолкнула меня к поступлению в Российской государственный гуманитарный университет (РГГУ). Обучение проходило крайне интересно. На факультете, где было много представительниц прекрасного пола, я чувствовал себя достаточно комфортно. Учась на дневном отделении, успевал играть в двух группах и работать на полставки в крупной компании.
В 2005 году защитил на отлично дипломную работу «Heavy Metal в России в 90-е годы XX века: формирование музыкального канона». Изначально я хотел написать работу по более традиционной тематике, но благодаря напутствию своей младшей сестры быстро передумал. Она оказалось права – в этой теме я чувствовал себя как рыба в воде.
Седовласые профессора не были в шоке от выбранной темы?
А.С.: Дело в том, что в силу специфики РГГУ в нем допускаются и даже приветствуются научные работы на не совсем стандартные темы.
Подавляющее большинство дипломов делается по такой схеме: студент (ну или тот, кому он заказал выполнить диплом) находит несколько дипломов с аналогичной темой, компилирует их методом копипаста и выносит на защиту. В твоем же случае, как я подозреваю, это была действительно авторская и новаторская работа?
А.С.: В отличие от большинства моих сокурсников мне пришлось писать диплом самостоятельно. При подготовке работы оказалось, что за подобные темы никто еще толком не брался... Исследований по этой тематике просто единицы. Я изучил и отыскал практически все из них. А вообще, я серьезно увлекаюсь околомузыкальной литературой, у меня большое количество всевозможных биографий известных музыкантов и групп, журналов, книг.
На тот момент мы с EVERLOST выпускали свой дебютный альбом и я воспользовался всеми своими связями, чтобы максимально серьезно подготовить свое научное исследование. В приложение к моей дипломной работе были интервью с рядом людей, стоявших у истоков развития метал-индустрии у нас в стране, например с руководителем лейбла MetalAgen Евгением Аксеновым.
Защита проходила очень необычно... Я подготовил аудио-приложение и мы всей аудиторией и преподавательским составом слушали «Волю и Разум» и другие бессмертные хиты!
Слышал, что моя работа дала определенный стимул для подобных исследований и более молодому поколению студентов. Теперь этот труд живет своей собственной жизнью.
Кроме игры на сцене ты также занимался музыкальной журналистикой. Расскажи про эту сторону своей деятельности.
А.С.: Я занимался написанием рецензий и статей в ряд известных московских музыкальных изданий. Это был не заработок, а, скорее, просто отдушина. Я занимался относительно молодыми группами со всего мира. Мне всегда интересно слушать новую музыку и открывать для себя что-то новое.
Как ты можешь охарактеризовать состояние музыкальной журналистики, музыкальных СМИ в России и за рубежом? Что можешь посоветовать журналистам для правильного освещения событий музыкальной жизни, создания интересных интервью, написания рецензий?
А.С.: Замечу, что мы с вами являемся свидетелями той эпохи, в которой не только исчезает ценность музыки, но и целый класс журналистов и рецензентов. Свой первый диск с EVERLOST мы выпустили в 2004 году и даже по нашему сайту вы можете отследить статистику рецензий и интервью. Со временем группа становилась более известной, а рецензий наоборот год от года писалось всё меньше и меньше, а теперь они вообще большая редкость. Большинство из них – перепечатанный пресс-релиз, написанный самими музыкантами. У журналистов полностью отсутствует стимул к написанию статей и других материалов. Музыкальную журналистику нашего времени я бы назвал «copy/paste(тной)». Все держится только на энтузиастах. Конечно, есть несколько изданий и у нас в России, которые до сих пор держат планку. Могу отметить журнал InRock и его главного редактора Владимира «Импалера» Миловидова.
Ты сказал, что серьезно увлекаешься околомузыкальной литературой и собрал большое количество биографий известных музыкантов. Какие книги подобного плана тебе больше всего понравились?
А.С.: Я обожаю читать биографии. Конечно, я всегда делаю скидку на некоторое преувеличение и определенную недосказанность, но мне нравятся подобные работы. В последнее время начал читать биографии в оригинале. Одной из последних купленных мною книг подобного плана стала биография Dave Mustaine из Megadeth.
Ты родился 31 декабря 1983 года. Каково это – праздновать день рождения, плавно переходящий в Новый год?
А.С.: На самом деле очень удобно и легко! (улыбается). Стол накрыт, никакой излишней шумихи по этому поводу, да и людям можно легко отвечать ответным поздравлением!
Если у посетителей Мастерсленда еще какие-то вопросы возникнут, у тебя найдется время и возможность ответить в нашей он-лайн конференции? Или в туре тебе не до этого?
А.С.: Да, конечно, буду отвечать и в туре, по мере возможности.
Что пожелаешь обитателям Мастерсленда?
А.С.: Мир музыки богат и разнообразен. Желаю вам в этом году открыть для себя что-то новое и интересное! Живите, радуйтесь, влюбляйтесь и наслаждайтесь звуками рока!
Приглашаю всех на свой сайт asmirnov.ru и на официальные сайты групп Everlost и U.D.O., а также в русскоязычное сообщество ВКонтакте.
Меломан Наруто (23 января 2016)
Оригинальный текст интервью - www.mastersland.com
Похожие записи:
- Интервью с Андреем Смирновым
- Интервью журналу Atmosfear
- Андрей Смирнов - новый гитарист группы U.D.O.
- Рецензия на альбом Андрея Смирнова
- Интервью Андрея Смирнова порталу www.metalrus.ru